Словами о покаянии Господь начал Своё учение, а словами прощения завершил его. Последнее подготовительное воскресение перед Великим постом (неделя сыропустная) называют Прощеным. Вечером на Богослужении совершается обряд взаимного прощения, чтобы мы могли начать Великий пост примиренными друг с другом.
На Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.»
Нет на земле такой мудрости, которая могла бы навести порядок и установить мир между людьми без помощи прощения. И нет такой школы и такого воспитания которые могли бы сделать людей великодушными и благородными без упражнения в прощении.
Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. Настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. И весь день мы слышим: «Прости меня, пожалуйста!» А в ответ: «Бог простит! И я прощаю!»
В этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь в начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост — время нашего покаяния перед Богом.
«О если бы мы знали, сколько нам молча прощают каждый день и каждый час — не только Бог, но и люди, мы бы и сами со стыдом поспешили простить других!» © Святитель Николай Сербский